Подробная биография

Е. Н. Понасенков

Евгений Понасéнков – знаменитый ученый-историк, режиссер, автор бестселлера-монографии «Первая научная история войны 1812 года» (900 стр.), певец (драматический тенор), телеведущий, актер и коллекционер.

 

– Образование: исторический факультет МГУ им. Ломоносова

Режиссер-постановщик 3 музыкальных, 6 драматических спектаклей, в том числе руководитель и режиссер Программы классической музыки «Дома друзей Олимпиады» во время Олимпийских игр-2008; концертного юбилея оперной дивы Елены Образцовой в Большом театре; постановок в Театре на Таганке, Центре имени Вс. Мейерхольда.

– Евгений создал крупнейшую в России коллекцию книг и предметов искусства эпохи Наполеона.

– Частый гость на публичных приемах в посольствах США, Франции, Германии и других стран.

– Выступает экспертом по вопросам истории и политики в самых значимых российских и западных СМИ: Радио Свобода, ТВЦ, Эхо Москвы, Москва-24, Дождь, НТВ, Совершенно секретно, Коммерсантъ-Власть (многолетняя авторская рубрика), Первый канал Германии (WDR), Le Figaro, CNN.

– Не состоит и никогда не состоял в политических партиях.

 

Из истории семьи: отец – врач, мать – инженер; по материнской линии Евгений из потомственных аристократов, владевших домом в Санкт-Петербурге, а также дворцом и конным заводом в Крыму, однако сам он любит вспоминать фразу Наполеона «моя родословная начинается с 18 брюмера», и «не придает большого значения родословной, прерванной катастрофой 1917 года».

В 2007 году опубликовал книгу мемуаров «Танго в одиночестве», которая, учитывая возраст автора, может по праву занять место в «Книге рекордов Гиннесса».

Основные эпитеты, употребляемые в прессе: «Человек эпохи Возрождения», «интеллектуальный гуру нового поколения», «Маэстро», «последний романтик», «блистательный бунтарь», «эстет от театра», «просто гений» (журнал «Огонек»), «концептуальный правдолюб».

 

Евгений является главным специалистом по эпохе Наполеона в России, автором нескольких исторических монографий (в том числе книги, имевшей огромный резонанс и ставшей бестселлером – «Первая научная история войны 1812 года» (2017 г., 900 стр.), а еще в 2004 году (на последнем курсе МГУ) опубликовал монографию «Правда о войне 1812 года») и более трехсот научных, публицистических, критических и философских статей и эссе о театре, кинематографе и классической истории.

Куратор юбилейного выпуска правительственного журнала «Родина», посвященного юбилею войны 1812 года.

Именно Евгений впервые стал рассматривать судьбу Наполеона как «гениальную драматургию» вселенского разума, именно он отказался от многолетней идеологизированной и насквозь лживой интерпретации и изменил наше представление о событиях 1812 года.

 

Е. Понасенков также и прославленный деятель театра. Именно его легендарная оперная дива Елена Образцова пригласила режиссировать свой юбилей (декабрь 2009 года – театрализованные представления в Большом театре и Колонном зале Дома Союзов), в котором приняло участие феноменальное количество звезд мировой оперы и отечественные знаменитости (среди них: Эва Мартон, Сильвия Шаш, Мария Гулегина, Валентин Гафт, Галина Волчек, Элина Быстрицкая, Лариса Долина, Владимир Зельдин и многие другие).

В марте 2005 года поставил «День поэзии» в Театре на Таганке, в котором в качестве исполнителя (роль – поэт Введенский) принял участие легендарный Юрий Любимов. Позднее руководство театра на Таганке неоднозначно повело себя в отношении Евгения и на какое-то время их пути разошлись, однако в момент предательского поведения актеров в отношении Мастера в мае 2011 Евгений стал главным защитником Любимова в СМИ и первым, кто предложил Юрию Петровичу поработать в своем проекте.

В январе 2006 состоялась премьера его спектакля о жизни Артюра Рембо «Линии неба» (на сцене театра «Школа драматического искусства»; в гл. ролях Дани Каган (Франция) и Юлия Бордовских).

Март 2006 года – премьера спектакля «Немецкая сага» (по пьесе Юкио Мисимы «Мой друг Гитлер»); вторая редакция постановки – в Центре им. Вс. Мейерхольда, ноябрь 2007 г. Этот спектакль имел оглушительный успех, многие критики отмечали, что Евгений открыл «новую театральную стилистику».

Июнь 2010 г.: режиссер-постановщик и исполнитель главной мужской роли в спектакле по собственной пьесе «Последнее танго Лили Марлен» (в гл. роли – народная артистка СССР Людмила Чурсина).

 

В 2003–2010 гг. – ведущий авторской рубрики в самом значимом российском политическом еженедельнике «КоммерсантЪ-Власть».

Редактор и автор раздела «Искусство и наука» телевизионного Интернет-портала «Здоровье. Образование. Воспитание» (2009), автор трех курсов лекций по истории.

Рекордно частый гость отечественного и западного теле- и радиоэфира.

Ведущий программы «Архивариус» на Международном туристическом телеканале «Сарафан» (2008 г.).

 

В 2009–2010 гг. – ведущий авторской телепередачи «Культпоход с Евгением Понасенковым» (утренний эфир телеканала «НТВ», соведущая – Юлия Бордовских).

С апреля 2011 г. – ведущий авторской программы «Поэзия судьбы» на Телевидении «Комсомольской правды»; передача посвящена великим личностям искусства и политики, среди них: Маргарет Тэтчер, Лукино Висконти, Ален Делон, певец Рафаэль, Алла Баянова, Татьяна Шмыга, Рудольф Нуреев, Клавдия Шульженко, Святослав Рихтер, Карел Готт, Мэтью Боурн и другие.

Главный эксперт документального фильма, посвященного юбилею коллеги Евгения – великого Пласидо Доминго (т/к «Россия», 2010, реж. Михаил Ананьев, Дмитрий Паршин). Также выступает экспертом в других документальных телефильмах (среди них: «Тайны мировой разведки», «Загадки Наполеона», «Анатолийская операция Гитлера», «Жуков и Сталин», «Магия судьбы», «Нострадамус», «Ведьмы и колдуны», «Галина Вишневская», «Эдит Пиаф», «История Красного моря», «Города страха: Венеция», «Русский Париж», «История телесных наказаний», «Современное искусство», «Нелегальная эмиграция в Европе» и др.).

 

В последние годы много гастролирует с сольными певческими программами («Знаменитые арии», «Неаполитанские песни и арии из сарсуэл», «Песни Александра Вертинского» и др.). Выдающаяся оперная певица двадцатого века Фьоренца Коссотто назвала голос Евгения «одним из самых красивых теноров нашего времени».

В 2001–2010 гг. читал курсы лекций (начинал эту деятельность – еще будучи студентом МГУ) по истории и режиссуре, а также вел мастер-классы по искусству бельканто, актерскому мастерству и истории искусства в вузах России, Франции и Германии.

 

В качестве актера снялся в художественных фильмах: «Борис Годунов» (2010, режиссер – Владимир Мирзоев; роль – польский князь); «Паутина – 5» (2011, реж. Андрей Хрулев, роль – режиссер Максим), «Назад в СССР» (2011, реж. Валерий Рожнов; роль – психолог Александр), «По лезвию битвы», (2014, режиссёр Сергей Кожевников, роль — офицер Вермахта Хайнц), а также в нескольких телесериалах (игровых и документальных).

В качестве артиста-чтеца создал несколько ярких программ, имевших огромный успех у публики: «Поэзия Шарля Бодлера» (театральный перформанс), «Концерт эстетской поэзии: «поверхностные стихи «глубоких» поэтов», «Рембо и Верлен»». При этом Евгений использовал приемы декламации старой школы театра «Комеди Франсэз».

С марта 2010 года – креативный продюсер актерского агентства «Жар-птица».

 

О творчестве Евгения Понасенкова снят документальный фильм «ЕвГений» (46 мин., реж. И. Ланина, 2006–2010 гг.).

Увлечения и хобби: шахматы (первый разряд), живопись, художественная фотография, антикварные книги, коллекционирование предметов, связанных с личностью и эпохой императора Наполеона.

 

Интересные факты:

– во многих официальных анкетах сам Евгений позиционирует себя как «поэт»;

– известный искусствовед и переводчик Виталий Вульф умер в день рождения Евгения (13 марта 2011 г.);

– от психологического напряжения во время спектакля «Немецкая сага» две зрительницы в разных концах зала упали без чувств;

– у легендарной балерины Майи Плисецкой и Евгения в детстве был один и тот же любимый фильм – «Большой вальс»;

– однажды после концерта Пласидо Доминго Евгений поздравлял его в гримерной – он пропел часть арии, только что исполненной маэстро «на бис», после чего из-за дверей они услышали аплодисменты и восклицание «браво, Пласидо!»

***